Back to Top

Доказать ошибку врача порой очень трудно, особенно если речь идет о бесплатных медицинских услугах, оказываемых в эамках обязательного медицинского страхования. Что делать, если в результате некачественно проведенной операции у вас значительно ухудшилось здоровье? Как поступить, если неправильные действия медперсонала привели к внутрибольничному инфицированию или осложнению заболевания?

О платных медицинских услугах речь в данной статье не идет, т.к. они регулируются другим законодательством о защите прав потребителей.

На сегодняшний день в России действует федеральный закон «О медицинском страховании в РФ». Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между страхователем и страховщиком в отношении гр ждан. В заключении этого договора мы с вами, как правило, личного участия не принимаем. Нам выдается на руки лишь страховой медицинский полис, по предъявлении которого мы меем право на получение медицинской помощи на всей территори Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства. Номер, дата и срок договора обязательного медицинского страхования указан в наших страховых полисах.

Для начала определимся с юридическими терминами. Страховщики, страхователи, медицинские учреждения и мы с вами являемся субъектами страхования. Страховщиком в Армавире является филиал Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Страхователем, уплачивающим за нас страховые взносы, для работающего населения является работодатель, для неработающего администрация г. Армавира. Адреса и телефоны страховщика и страхователя можно найти в своих страховых медицинских полиса^ Медицинскими уч рбждениями являются лечебнопрофилактические учреждения, научноисследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Какие же бывают нарушения при оказании медицинской помощи?

Федеральным фондом ОМС разработаны методические рекомендации качественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Так, в рекомендациях приводится следующий перечень нарушений при оказании медицинской и лекарственной помощи застрахованным гражданам: ,

1. Оказание застрахованному медицинской помощи ненадле жащегд качества: невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых для пациента диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.); необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения.

2. Нарушения в работе медицинских учреждений, наносящие ущерб здоровью застрахованных: заболевания (травмы, ожоги) возникшие в период пребывания пациента в медицинском учреждении по вине медицинских работников, потребовавшие оказание дополнительных медицинских услуг; внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала; осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, инфу зий и т.д., связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний.,

3. Преждевременное (с клинической точки зрения) прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), в том числе: преждевременная выписка больного, преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях и др.

4. Другие нарушения, ущемляющие права застрахованных граждан.

. Таким образом, если имеет место одно из вышеперечисленных нарушений оказания медицинской и (или) лекарственной помощи, то реальный ущерб, причиненный жизни, здоровью гражданина, а также упущенная им выгода, связанные с действиями или бездействием медиков, подлежит обязательному возмещению.

Существует следующий досудебный порядок защиты прав застрахованных.

В соответствии со ст. 15 закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»,территориальный фонд обязательного медицинского страхования (в данном случае Армавирский филиал) обязан защищать интересы застрахованных граждан. При обращении застрахованного, страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи, направить заявление застрахованного вместе с необходимыми документами в учреждение здравоохранения. В заявлении должны быть указаны: время, место, обстоятельства причинения материального вреда (ущерба); лицо, виновное в причинении вреда; заявляемый размер ущерба. При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены к заявлению.

Заявление пострадавшего либо его представителя должно быть рассмотрено руководителем учреждения здравоохранения не позднее 10 дней со дня его поступления. При достижении обоюдного согласия выносится решение о выплате потерпевшему суммы возмещения материального вреда (ущерба). Решение о выплате оформляется приказом руководителя здравоохранения (главврачом). Копия приказа о возмещении материального ущерба вручается застрахованному пациенту. Материальный вред возмещается в виде денежной выплаты. Учреждение здравоохранения производит возмещение вреда (ущерба) в виде выплаты денежной суммы на открытый пациентом счет в банке. В случае защиты, нарушенного права самим застрахованным либо его представителем претензия предъявляется непосредственно учреждению здравоохранения.

При отсутствии согласия между сторонами пациенту вручается мотивированный отказ. При получении мотивированного отказа страховщик или застрахованный вправе обратиться в суд. При отсутствии согласия между сторонами прав застрахованных страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи в данном случае, оказать содействие застрахованному в оформлении претензии и иска к учреждению здравоохранения и направить заявление застрахованного пациента вместе с необходимыми документами в суд.

К заявлению застрахованного прикладываются результаты экспертизы страховой медицинской организации.

Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством