Back to Top

Статистический факт: чиновникам и депутатам разных уровней доверяют не более 10% населения страны. С другой стороны, население не желает участвовать в реализации своих прав и интересов, хотя закон предоставляет для этого достаточное количество инструментов.

Переломить ситуацию можно. Но для этого надо активизироваться местным сообществам и рядовым гражданам. А сделать это они могут только в процессе отстаивания своих законных прав и интересов.

Кто-то нуждается в организация электро-, тепло-, газо- водоснабжения своего жилья или района, кого-то не устраивает состояние дорог, работа транспорта, а кто-то недоволен организацией охраны общественного порядка, оказания медпомощи и т.д.

Все вышеперечисленное — это вопросы местного значения. Их полный перечень содержится в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В решении всех этих проблем и вопросов население города имеет полное право участвовать.

(Кстати, текст Закона можно купить в любом книжном магазине либо получить в Центре правовой информации в читальном зале Дома культуры).

Для успешной реализации любых инициатив населения законом предусмотрены и инструменты, о существовании которых мало кто знает, а пользуются ими всего лишь единицы.

К сожалению, в сознании обывателя закрепилось: решить вопрос можно только одним способом — обращением к чиновнику. Отказал — идем в суд или пишем жалобу Президенту. Потом возмущаемся: жалоба перенаправлена на рассмотрение тем же местным чиновникам. Поэтому гораздо успешнее можно отстаивать свои права и инициативы способами, предусмотренными законом № 131-ФЗ.

Один из наиболее эффективных — публичные слушания. Они проводятся городской думой или главой города с участием жителей. Но могут быть инициированы и жителями.

На публичных слушаниях могут обсуждаться любые проекты муниципальных правовых актов, начиная от проекта местного бюджета, планов и программ развития города и заканчивая рядовыми постановлениями или распоряжениями главы города, например — о проведении сельскохозяйственных ярмарок в городе.

Публичные слушания и проводятся для того, чтобы учесть мнение населения при принятии решений.

Пример. В одном из микрорайонов одного города было принято решение снести детскую площадку и на ее месте возвести очередной торговый комплекс, что вызвало волну возмущения среди жителей микрорайона. Обращения и жалобы не

принести результатов. Тогда инициативной группой жителей были инициированы публичные слушания,

после проведения которых чиновниками было наложено табу на строительство торгово-го комплекса.

Эффективно также применение публичных слушаний по проекту местного бюджета. Этот документ содержит сведения о том, сколько в грядущем году будет потрачено средств на ремонт дорог и уличного освещения, на капремонт многоквартирных домов, на медпомощь и т.д. Было бы нелишним для населения внести свои предложения в процессе формирования бюджета.

Правотворческая инициатива — другой эффективный способ реализации общественных инициатив. В чем суть? Самостоятельно (или с помощью юриста) разработать проект муниципального правового акта, касающегося любого вопроса местного значения, собрать необходимое количество подписей и направить этот проект на рассмотрение в местные органы власти. Власти обязаны рассмотреть данный проект, заслушав позицию инициативной группы, и принять мотивированное решение.

Чтобы каждый раз не собирать энное количество подписей, лучше всего организовать ТОС (территориальное общественное самоуправление) например, в подъезде многоквартирного жилого дома; многоквартирном жилом доме; группе жилых домов; микрорайоне и т.д. ТОС может даже иметь статус юридического лица. ТОС осуществляет свои полномочия посредством проведения собраний и конференций граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств самих граждан, так и на основании договора между ТОС и местными органами власти с использованием средств местного бюджета.

Но самое главное, что по закону ТОСы также обладают правотворческой инициативой и вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению.

Ещё формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является собрание граждан для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления. Инициатором собрания могут быть сами граждане («не менее 10% жителей соответствующей части территории города). Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления, подлежащие обязательному рассмотрению. Преимуществом данной формы является то, что итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию), и это привлекает к вашей проблеме внимание широкой общественности.

Существуют и такие способы участия населения в осуществлении местного самоуправления, как местный референдум, голосование по отзыву депутата, конференция граждан и др. Если вышеперечисленные способы реализации ваших инициатив не помогают, можно воспользоваться иными мерами: это проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, что является дозволенным, согласно ст. 31 Конституции РФ. К слову замечу, что даже один отчаявшийся гражданин может организовать одиночный пикету здания администрации или в ином публичном месте с соблюдением требований Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и заставить тем самым задуматься над его проблемой.

Таким образом, никому, кто имеет активную гражданскую позицию, нельзя недооценивать свою роль в реализации своих задумок в процессе формирования гражданского общества и отстаивании своих интересов.