Back to Top

Армавир же, видимо, бьет рекорды по расходам на услуги ЖКХ. Это однажды явилось причиной того, что примерно год назад по всем центральным телеканалам Президентом РФ Дмитрием Медведевым наш Армавир был зачислен в тройку городов России с необузданным коммунальным бременем для населения.

В Армавире имеется множество многоквартирных домов, которые не оборудованы теплосчетчиками, к которым при расчетах применяется норматив потребления тепловой энергии в размере 0,025 Гкал на 1 кв.м, в месяц отопительного сезона, установленный постановлением главы МО г. Армавир № 270 от 09.02.2009 года. Данный норматив потребления тепловой энергии является завышенным примерно вдвое, что в конечном итоге сказывается на выставляемых счетах по оплате оказанных услуг.

В юридическую приемную Армавирского центра гражданского партнерства (ЦГП) регулярно обращаются граждане, обеспокоенные завышенными тарифами и нормативами на тепловую энергию. Эта проблема находится в зоне повышенного внимания приемной.

В марте 2012 года по инициативе ЦГП было подано исковое заявление от имени одного из жителей г. Армавира об оспаривании незаконно и необоснованно завышенных муниципалитетом нормативов потребления тепловой энергии, ответчиками по которому выступают глава г. Армавира, утвердивший данный норматив, и ООО «Армавиртеплоэнерго», которое произвело расчеты.

Как известно, Армавир расположен в южной части России, и совершенно очевидно, что в северных городах, таких, как Мурманск, Архангельск, Москва, Санкт-Петербург и другие, в зимнее время года гораздо холоднее, чем на юге страны.

Даже не вникая в математические и физические расчеты, можно просто зайти на официальный сайт Федеральной службы по тарифам (www.fstrf.ru), где есть «Калькулятор ЖКХ», позволяющий для сравнения проверить норматив потребления любой коммунальной услуги в любой точке России. Для этого можно выбрать любой субъект РФ, любой город, любую из существующих коммунальных организаций в том или ином городе, в графе «Отопление» выбрать «Норматив», забить данные о площади своей квартиры, нажать кнопку «Рассчитать» — и на основании данных ФСТ РФ будет показан полный расчет.

Сравнивая показатели, взятые с официального сайта Федеральной службы по тарифам по разным го-родам, мы видим, что в Армавире самый высокий норматив потребления тепловой энергии, причем он выше не только норматива Краснодара (где норматив потребления тепла составляет 0,018 Гкал/м2) или Ставрополя (0,0124 Гкал/м2), но и Москвы (0,016 Гкал/м2), Санкт-Петербурга (0,0167 Гкал/м2) и даже Архангельска (0,0201 Гкал/м2) и Мурманска (0,0219 Гкал/м2). В этом может убедиться любой житель Армавира, зайдя в интернет на официальный сайт данной службы.

По тарифу же за отопление Армавиру не удалось перещеголять только Мурманск и Щелково Московской области, хотя, имея три квартиры одной и той же площади в Мурманске, в Щелкове и в Армавире, — дешевле оплатить отопление будет все же в Мурманске и Щелкове (за счет невысокого норматива потребления). Возникла абсурдная ситуация: в частном коттедже с большой площадью теплоснабжение обходится гораздо дешевле, чем в армавирской квартире, находящейся в многоквартирном доме, не оборудованном теплосчетчиком.

Наших местных чиновников вышеуказанные сравнительные данные нисколько не смущают. Таким не-хитрым способом латаются жилищно-коммунальные дыры: вместо понижения норматива потребления за счет качественного обновления основных фондов, замены материально и морально устаревшего оборудования и теплотрасс, развития конкуренции в сфере ЖКХ и т.д. веками не решаемые проблемы теплоснабжающих организаций полностью переложили на плечи армавирцев.

Все вопросы, касающиеся установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе отопления), регламентируются соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N2 306. В них, в частности, установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг едины для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благо-устройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Однако в Армавире вопреки требованиям Правил N° 306 не была применена дифференциация при установлении норматива потребления тепловой энергии по группам многоквартирных домов. Видимо, местные чиновники считают, что все дома в Армавире имеют совершенно одинаковые конструктивные, технические параметры и степень благоустройства (что отрицается даже специалистами ООО «Армавиртеплоэнерго»).

В п. 45 Правил № 306 четко установлено, что температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из параметров, применяемых при проектировании систем отопления, лишь в том случае, когда отсутствует информация органов гидрометеорологической службы о данной температуре наружного воздуха за предыдущие пять отопительных периодов. Другими словами, если есть данные гидрометеорологической службы, то вместо проектных данных (— 19°С) применяются метеоданные (3,5°С). В данном случае применение в формулах более высокой температуры на порядок снизило бы норматив потребления тепла для армавирцев.

Более того, как выяснилось при разговоре со специалистами ООО «Армавиртеплоэнерго», при расчетах норматива были применены совершенно иные формулы, нежели те, которые указаны в Правилах № 306, что можно расценивать как нарушение действующего законодательства. Они признали, что при расчетах при-менялись коэффициенты ветровой нагрузки, что еще более увеличило норматив потребления тепловой энергии для армавирцев. Стоит от-метить, что применение данного коэффициента вообще не предусмотрено Правилами № 306.

Показательным стало также то, что судья, рассматривающий дело, то ли по невнимательности, то ли по нежеланию вникать в тонкости дела перепутал существенные термины предмета спора и «гигакалории» назвал «гигалитрами».

Необходим пересмотр вышеуказанных нормативов потребления тепловой энергии, что входит в компетенцию муниципалитета, который между тем уклоняется от этого. Очень хочется надеяться на то, что и суд проявит внимательность, скрупулезность и принципиальность при рассмотрении такого сложного дела и вынесет законное и обоснованное решение, даже если оно будет невыгодно местным чиновникам.