Право собственности на мусор, это как? Платить ли за утилизацию отходов если не живешь в квартире? Как запутались два суда. Как быть с оплатой ТКО дачникам и садоводам? Договор не подписал, но он заключен, такое бывает? Как часто должна приезжать мусоровозка? Как далеко от МКД должна быть контейнерная площадка? Кто обязан за ней следить? Как заставить соседа убрать строительный мусор со своего участка? Куда девать ртутные лампочки? Как считать мусор: массой, нормативами или контейнерами? Как платить за ТКО если долевая собственность? Когда можно рассчитывать на перерасчет оплаты? В каких случаях собственник домовладения может не платить за мусор? Могут ли оштрафовать за отсутствие договора с РО? Что если мусоровозка не может подъехать к контейнерам? Можно хоронить мусор в границах города? Что делать со стихийными свалками? На эти и другие вопросы пролил свет Верховный суд в Обзоре от 13.12.2023г., дав подробные разъяснения по делам об обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО, ТБО). Давайте разбираться.
Содержание статьи:
- Что такое ТКО и чем отличается от ТБО?
- Платить ли за вывоз мусора если не живешь в квартире? Как запутались Верховный и Конституционный суды…
- У любого мусора должен быть собственник
- Платить ли за мусор дачникам, садоводам и собственникам участков в СНТ, ДНТ?
- Как платить за мусор если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом?
- Какое расстояние от мусорной площадки до жилых домов и МКД? Кто обязан их обустраивать?
- Если у соседа завалилось здание, можно заставить его убрать строительный мусор?
- Как быть с ртутными лампочками?
- Захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено?
- Коммерческий учет ТКО (исходя из массы, нормативов накопления или количества и объема контейнеров)
- Какие еще интересные выводы сделал Верховный Суд РФ?
- Как ТСЖ «бодалось» с региональным оператором по мусору
- Ответы на вопросы
1. Что такое ТКО и чем отличается от ТБО?
Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физлицами; товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физлицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юрлиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физлицами (абз.21 ст. 1 закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Сюда относятся также уличный мусор и смет, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и др., отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие (Письмо Минстроя РФ от 18.05.2018 N 22270-МП/06).
Твердые бытовые отходы (ТБО) — это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода (п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт РФ, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Сюда относятся также отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы (Концепция обращения с ТБО в РФ. МДС 13-8.2000, утв. Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 N 17).
В 2013 году между понятиями ТБО и ТКО был поставлен знак равенства (Приказ Минприроды РФ от 14.08.2013 N 298).
2. Платить ли за вывоз мусора если не живешь в квартире? Как запутались Верховный и Конституционный суды…
Несколько противоречивые выводу по поводу коммунальной услуги по обращению с ТКО сделали 2 высшие судебные инстанции: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
Неиспользование собственником принадлежащей ему квартиры для постоянного проживания не освобождает его от оплаты вывоза мусора от дома, где находится квартира, даже если он постоянно живет по другому адресу и там постоянно оплачивает услугу вывоза мусора (п. 18 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 декабря 2022 г. № 52-П обязанность собственника жилого помещения в МКД по внесению платы за мусор возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с ТКО, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника – причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением – обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении окружающей среды. Поэтому полное освобождение собственника квартиры в МКД, который в нем постоянно не проживает от внесения платы за вывоз мусора – не обеспечивает баланс публичных и частных интересов и противоречит конституционным принципам справедливости, требованиям о защите здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу нашу, мать – вашу.
В чем логика данного подхода?
Периодичность вывоза региональным оператором ТКО с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться с соблюдением санитарно-эпид. требований, в частности допустимого срока временного накопления несортированных ТКО, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток и составляет:
- при температуре плюс 5 °C и выше — не более 1 суток;
- при температуре плюс 4 °C и ниже — не более 3 суток
(п.11 СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением гл. санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).
Исходя из этого коммунальная услуга по обращению с ТКО фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме с определенной периодичностью, обусловленной сан-эпид. требованиями, и независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент.
Иными словами, живете вы в квартире или нет, выносите мусор за собой или нет, мусороуборочная техника приезжает к контейнерным площадкам раз в сутки (или раз в трое суток). На это тратится бензин, рабочее время сотрудников и другие ресурсы, которые нужно оплачивать.
Мусороуборочные предприятия не могут определить и предугадать как сам факт образования мусора конкретным собственником или пользователем квартиры в МКД, так и точный объем мусора. Поэтому в основу регулирования должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в МКД от оплаты данной коммунальной услуги (Определение КС РФ от 05.12.2022 N 3212-О).
Однако перерасчет, может быть, все-таки произведен за периоды именно временного отсутствия гражданина, то есть более 5 полных календарных дней подряд, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение (командировка, стационарное лечение, нахождение в учебном заведении и т.п.). Дело в том, что постоянное проживание по другому адресу не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя» и не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества (ч.11 ст.155 ЖК РФ), а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354 (п. 18 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023)
При этом уменьшить плату за мусор за период временного отсутствия допускается как в случае ее исчисления исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан, так и исходя из общей площади жилого помещения. При этом должен быть соблюден порядок обращения за перерасчетом (должно быть подано соответствующее заявление до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия) и представлены документы, подтверждающие факт временного отсутствия и его продолжительность (п.19 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023, Определение КС от 05.12.2022 г. № 3212-О)
Стоит отметить, что Конституционный и Верховный суд окончательно запутались в своих же разъяснениях:
- в п. 18 Обзора указано на обязанность платить за мусор даже если гражданин постоянно живет по иному адресу, а в п.19 Обзора указано что гражданин вправе требовать уменьшить плату за мусор [как в случае ее исчисления исходя из количества проживающих, так и исходя из общей площади] не только за период временного, но и за период постоянного отсутствия в жилом помещении (Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023)
- аналогичное противоречие прослеживается в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.12.2022 г. № 3212-О и от 02.12.2022 г. № 52-П
- проблема осложняется еще тем, что между «постоянным непроживанием» и «временным отсутствием» потребителя в квартире порой очень тонкая грань, да и сам собственник «постоянно не проживая» может заявить, что «временно отсутствовал» и представить соответствующие доказательства и т.д.
Пример
В частности, как следует из представленных материалов (по делу из Определения КС РФ от 05.12.2022 г. № 3212-О) Гусаров С.В., является собственником квартиры в МКД, расположенном в городе Балашиха Московской области. В данной квартире никто не зарегистрирован и не проживает, а местом постоянного его жительства и регистрации является иная квартира в том же городе. В связи с этим заявитель обратился в ООО «Хартия», являющееся региональным оператором по обращению с ТКО, с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу. И предметом спора в числе прочего была возможность перерасчета размера платы за вывоз мусора, которую обязаны оплачивать собственники помещений, где не проживает ни один потребитель. В то же время в своем определении КС указал, что уменьшить плату за мусор допускается в том числе в случае ее исчисления исходя из количества постоянно или временно проживающих граждан.
Какой можно сделать вывод? Учитывая незначительную цену вопроса, представляется экономически нецелесообразным затевать судебный спор по уменьшению платы за услугу по обращению с ТКО (как при постоянном непроживании, так и при временном отсутствии). Тем более, что мало кто соблюдает установленный порядок перерасчета, который является обязательным для успешности процедуры согласно п.19 Обзора.
Пример:
У вас в собственности 2 квартиры. В одной из них вы живете и прописаны постоянно, а в другой – иногда появляетесь или вообще не появляетесь. Платить за вывоз мусора придется дважды: и там и там.
Но если сильно хочется посудиться и добиться перерасчета – карты вам в руки! Но знайте, что шансы малы.
3. У любого мусора должен быть собственник
К такому выводу сводится новое законодательство в сфере обращения ТКО.
Собственники ТКО – это все собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО (Письмо Минстроя России от 22.02.2017 N 5554-АТ/04).
Презюмируется, что собственником ТКО является собственник объекта недвижимости (п.7 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Все собственники ТКО или уполномоченные ими лица, являются потребителями, которые заключили или обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Об обращении с ТКО).
Возникает вопрос: если мусор является имуществом, у которого всегда должен быть собственник, можно ли передавать ТКО по наследству, ведь право наследования гарантируется Конституцией?
Исключение: при несанкционированном размещении ТКО собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов (п.37 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
4. Платить ли за мусор дачникам, садоводам и собственникам участков в СНТ, ДНТ?
Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре с соответствующим региональным оператором
б) в договоре с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, которое от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором
(п. 148(5). Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
В садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе договор по обращению с ТКО с региональным оператором заключает постоянно действующий коллегиальный орган управления данного товарищества – правление (п.5 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023)
Одной из целей деятельности СНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства (обеспечение эл.энергией, водой, газом, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории…) (п.1 ст.7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества). Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы.
При этом членские взносы могут быть использованы в исключительных случаях, к которым отнесены в том числе расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договора, заключенного товариществом с этой организацией (п.2 ч.6 ст.11, п.3 ч.5 ст.14 Закона о садоводстве).
Принятие решений о заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (п.6 ч.7 ст.18 Закона садоводстве).
Из приведенных законоположений следует, что правление товарищества самостоятельно заключает договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Ранее некое СНТ «Аврора» уже обращалось в Верховный Суд с иском о признании недействующим подпункта «б» пункта 148(5) Правил N 354 в части, касающейся распространения жилищного законодательства на садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, в той мере, в которой данные нормы возлагают на СНТ обязанность по заключению договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО в отсутствие на это полномочий, переданных им собственниками ТКО, ссылаясь на то, что это противоречат Жилищному кодексу, закону «Об отходах производства и потребления», нарушают его права. По мнению СНТ оспариваемая норма Правил не согласуется с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО (утв. постановлением Правительства от 12 ноября 2016 г. N 1156), согласно которому обязанность по заключению таких договоров лежит на собственниках садовых земельных участков. Возможность делегирования полномочий на заключение таких договоров некоммерческими объединениями предоставлена только собственникам жилых домов. В подтверждение невозможности применения норм Правил к садоводческим товариществам административный истец ссылался на судебную практику: постановление Арб. суда Восточно-Сибирского округа от 24.12.2018 г. по делу № А33-32412/2017, постановление Арб. суда Поволжского округа от 18.04.2019 № А12-11674/2018.
Также СНТ «Аврора» привело довод о том, что в его состав входят только земельные участки, преимущественно занятые садовыми домами, а также прочими хозпостройками и гаражами. Жилой фонд в составе СНТ «Аврора» отсутствует ввиду отсутствия инфраструктуры. Несмотря на это начиная с 2019 в адрес СНТ «Аврора» стали поступать со стороны регионального оператора требования об оплате услуг по обращению с ТКО со ссылкой на оспариваемый пункт Правил. Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-12904/2020, в удовлетворении требований СНТ «Аврора» о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным ввиду не уполномочивания товарищества его членами на заключение такого договора отказано.
По мнению административного истца, действующим законодательством предусмотрено право собственников ТКО заключить договор с региональным оператором напрямую, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих товариществ.
Верховный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований СНТ «Аврора» (Решение Верховного Суда РФ от 21.07.2021 N АКПИ21-442, п.5 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Таким образом, если собственник земельного участка в СНТ не заключил самостоятельный договор с региональным оператором на вывоз мусора и если правление товарищества заключило договор с региональным оператором или последний обязал СНТ заключить подобный договор, придется платить за мусор всем собственникам участков в СНТ.
Причем придется платить за ТКО независимо от того, есть ли у вас жилой дом на земельном участке, или просто имеете голую землю и выращиваете петрушку, производите ли вы мусор за собой или нет…
Если у вас в собственности садовый дом, проследите чтобы региональный оператор начислял плату, определяя объем ТКО с применением норматива накопления ТКО не для индивидуальных жилых домов, утвержденного муниципалитетом, а для садовых домов. При нарушении – обращайтесь в орган государственного жилищного надзора (п.42 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
5. Как платить за мусор если услуга не оказана или оказана ненадлежащим образом?
Если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано. По одному из дел судами установлено, что на территории товарищества собственников недвижимости объективно отсутствует возможность оборудования контейнерной площадки с соблюдением требований СанПиН. Товарищество обращалось к региональному оператору с требованием о применении способа складирования ТКО в пакетах и иных емкостях, предоставленных региональным оператором, что являлось допустимым согласно пункту 10 Правил № 1156 и законодательству соответствующего субъекта РФ, а также было предусмотрено правилами благоустройства муниципалитета.
Региональный оператор не принял меры к урегулированию разногласий и уклонился от использования бестарного способа сбора ТКО и осуществлял вывоз ТКО с контейнерной площадки, указанной в проекте договора и расположенной на расстоянии около 9 км от территории товарищества. Вместе с тем в территориальной схеме обращения с отходами не содержится сведений о том, что указанная в проекте договора контейнерная площадка является местом накопления ТКО для ответчика. Товарищество организовало сбор и вывоз ТКО на полигон с иной организацией, имеющей лицензию на транспортирование отходов. Услуги по транспортированию и приему ТКО на полигон оплачены, т.е. плата за негативное воздействие на окружающую среду фактически внесена (п.15,43 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Также плата за оказание услуг по обращению с ТКО может быть уменьшена судом, если собственник ТКО доказал, что РО оказал услуги не в полном объеме или ненадлежащим образом.
По одному из дел потребитель доказал, что мусор вывозился с периодичностью всего 2 раза в месяц. Однако это должно производиться гораздо чаще:
- в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток,
- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 °C.
(п.17 Приложения № 1 Правил № 354, п.11 СанПиН 2.1.3684-21)
Региональный оператор обязан соблюдать эти требования независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
Эти нарушения явились основанием для перерасчета платы за услугу.
Лайфхак
Зафиксируйте факт ненадлежащего исполнения рег.оператором своих обязательств. Сфотографируйте образовавшуюся свалку мусора, предложите в суде региональному оператору представить данные системы ГЛОНАСС, путевые листы, маршрутные журналы мусоровозок и др.
(п.16.1. Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО также образует административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ «оказание населению услуг ненадлежащего качества». Привлекать к ответственности по этой статье уполномочен Роспотребнадзор (п.67 Правил от 06.05.2011 № 354, п.51 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
6. Какое расстояние от мусорной площадки до жилых домов и МКД? Кто обязан их обустраивать?
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах — не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах — не менее 15 метров (п.4 СанПиН 2.1.3684-21).
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.25 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Размещение контейнерной площадки ближе минимально допустимого санитарными правилами расстояния до многоквартирного дома нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. В этом случае смело обращайтесь с требованием к управлению городского хозяйства администрации муниципалитета и/или с иском в суд о возложении обязанности устранить нарушения, допущенные при устройстве и использовании контейнерной площадки путем ее ликвидации/переноса в течение 3-х месяцев.
Создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Собственники помещений в МКД вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД. Муниципалитеты также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении, об их технических характеристиках, сведения о собственниках площадок и данные об источниках образования ТКО. Если площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 3.7.6 Правил технической эксплуатации № 170, о чем управляющая организация, то организация площадки – обязанность муниципалитета (пункты 4, 5 статьи 134, статья 8 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15–19 Правил № 1039, п.24 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023)
При этом обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД (управляющую компанию, ТСЖ, ЖК, ЖСК). Если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД (независимо от того, на каком земельном участке расположена площадка: на муниципальном или на участке МКД)(п.26 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Но в некоторых муниципалитетах допускается складирование ТКО в пакеты или другие емкости, предоставляемые региональным оператором, и не предполагает создания площадки в точке их сбора региональным оператором (п.27 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Потребители не обязаны приобретать самостоятельно за свой счет пакеты или другие емкости для сбора мусора (п.31 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Вывоз крупногабаритных отходов (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах, обеспечивается в соответствии с законодательством РФ региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (пункты 2, 12 Правил обращения с ТКО).
Региональный оператор не осуществляет доставку крупногабаритных отходов от потребителей на место (площадку) для их складирования (п.28 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
7. Если у соседа завалилось здание, можно заставить его убрать строительный мусор?
Согласно правовой позиции ВС РФ если на каком-то земельном участке находятся отходы, являющиеся остатками строительных материалов и конструкций, образовавшихся в результате частичного разрушения здания (строения, сооружения), или разборки и ремонта расположенного на участке здания, то это уже свидетельствует о факте нецелевого использования земельного участка, поскольку фактически осуществляется деятельность по хранению, складированию ТКО вне специально оборудованных площадок (п.45 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Это повод для осуществления муниципального земельного контроля и проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства.
Более того, размещение ТКО на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования, отличный от вида «специальная деятельность», образует административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ (п.50 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
8. Как быть с ртутными лампочками?
Отработанные ртутьсодержащие лампы представляют собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утратившие свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные) (пункт 2 Правил № 2314).
Эти лампы, отнесены к отходам I класса опасности (Федеральный классификационный каталог отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242, пункт 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 сентября 2011 г. № 792).
Органы местного самоуправления обязаны организовать создание и содержание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, утративших свои потребительские свойства.
Вместе с тем пунктом 33 Правил № 1156 при осуществлении обработки ТКО закреплена необходимость извлечения отходов I класса опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения ТКО, что обусловливает обязанность органов местного самоуправления организовать создание и содержание мест их накопления (п.9 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Однако многие российские муниципальные власти откровенно говоря «чихали» на эти обязанности. В итоге все ртутные лампы попадают в общий склад отходов со всеми вытекающими последствиями.
9. Захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещено?
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. При этом Закон об отходах не содержит каких-либо исключений для действия данного запрета, допуская только нахождение и эксплуатацию ранее созданных объектов размещения отходов до 1 января 2025 г. в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ (п.5 ст.12 Закона № 89-ФЗ, ст. 291).
Запрещается применение ТКО для рекультивации земель и карьеров, даже если это делает юрлицо, имеющее соответствующую лицензию, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, и даже если земельный участок имеет целевое назначение − для использования в целях рекультивации полигона по захоронению промышленных и бытовых отходов, и несмотря на факт включения ранее конкретного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов (п.10 ст.12 Закона № 89-ФЗ, п.44 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
Это может привести к негативному воздействию на почву, которое может повлечь изменение качества окружающей среды, а также превышение мышьяка в почве.
10. Коммерческий учет ТКО (исходя из массы, нормативов накопления или количества и объема контейнеров)
Правила № 505 содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета ТКО:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт «а» пункта 5 Правил № 505), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт «б» пункта 5 Правил № 505). Первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6 Правил № 505), третий способ – при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9), все три способа – при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО (пункт 7).
Следовательно, Правила № 505 не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО (п.10 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023, Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства от 3 июня 2016 г. № 505)
При этом владелец нежилого помещения в МКД вправе осуществлять коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров лишь при наличии собственного контейнера, установленного на площадке накопления ТКО (п.13 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
11. Какие еще интересные выводы сделал Верховный Суд РФ?
- Договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа. Из пунктов 8 (11), 8 (12) Правил № 1156 следует, что потребитель обязан в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего предложения регионального оператора подписать договор на осуществление обращения с ТКО либо представить мотивированный отказ от его подписания. В случае непредставления отказа, такое соглашение считается заключенным на условиях типового договора на обращение с ТКО и по цене, определенной региональным оператором на основании установленного тарифа. При этом договор считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в Интернете в виде оферты (п.1 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Договор с региональным оператором, по общему правилу, считается заключенным, в том числе при представлении потребителем мотивированных разногласий относительно условий договора. Вместе с тем при недобросовестном уклонении регионального оператора от урегулирования разногласий потребитель вправе обратиться в суд с иском об изменении договора и осуществления перерасчета платы за оказанные услуги (п.3 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Юрлица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором лишь в случае наличия у их объекта размещения отходов (специальных сооружений для хранения ТКО) (п.2 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Договор оказания услуг по обращению с ТКО, по общему правилу, считается заключенным региональным оператором с управляющей организацией с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом. Вместе с тем, общим собранием собственников помещений в МКД может быть принято решение о заключении прямого договора с региональным оператором. В указанных случаях услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в МКД оказывает непосредственно региональный оператор (п.5 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023)
- В отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости. Однако если собственник недвижимости (арендодатель) своевременно в порядке пункта 8 (2) Правил № 1156 уведомил регионального оператора о передаче принадлежащего ему здания/помещения в аренду, региональный оператор обязан заключать договор по ТКО с арендатором (п.7 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Обращение с медицинскими отходами регулируется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Собственник медицинских отходов (больница) вправе заключить договор на их вывоз с лицом, не являющимся региональным оператором. Медицинские отходы класса «А» не относятся ТКО (п.8 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Начисление платы за обращение с ТКО собственнику жилого дома, для которого не созданы и не определены места накопления ТКО будет незаконным. В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО. За восстановлением прав следует обратиться в органы жилищного надзора (п.14 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Выпадение снега, приведшее к загромождению подъездных путей и иное отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту сбора отходов, не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает рег.оператора от соблюдения обязательств в части периодичности вывоза мусора (п.20 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Сособственники жилого помещения (дома, квартиры) несут обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО соразмерно доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение. Иными словами, если вам принадлежит всего ½ доля в квартире РО не может взыскать с вас всю задолженность за услугу, даже если лицевой счет оформлен только на вас (ст.249 ГК, п.27 Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22, п.21 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023)
- Обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов. Если мусор находится на земельном участке, находящемся в федеральной собственности ответственным за его вывоз является Росимущество в лице территориального управления. Если свалка обнаружена на землях лесного фонда, они также относятся к федеральной собственности (ч.1 ст.8 ЛК РФ), но ответственным лицом за ликвидацию свалки является соответствующее региональное министерство по охране лесов. Если лесной участок находится в аренде, ответственный – арендатор. Если несанкционированное размещение ТКО произошло на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах города − муниципального образования, ТКО обязан ликвидировать РО с возложением расходов на ликвидацию с муниципалитета. При этом неуведомление собственника земельного участка о необходимости ликвидировать несанкционированную свалку является основанием для отказа в возмещении расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией такой свалки (п.32-36, Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Собственник земельного участка, на котором несанкционированно размещены ТКО, вправе заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, предусматривающих ликвидацию такого места, с имеющим лицензию на транспортирование отходов лицом, не являющимся региональным оператором (п.37 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
- Отсутствие у собственника ТКО подписанного им с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО не является безусловным основанием для привлечения данного лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ (п.49 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023).
12. Как ТСЖ «бодалось» с региональным оператором по мусору
Ответ: Любой мусор, который образуется на втором участке принадлежит собственнику этого участка, поэтому по общему правилу платить придется. Но если у вас есть зацепки, по которым можно избежать оплаты (некоторые из них описаны в статье), тогда можно попробовать побороться за то, чтобы не платить. В частности если у вас определен порядок сбора ТКО через контейнерные площадки, а места их размещения не утверждены на территориальной схеме обращения с отходами или объективно отсутствует возможность оборудования контейнерной площадки с соблюдением требований СанПиН или если докажите что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял и т.д. (п.14,15,43 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023). Также плата за оказание услуг по обращению с ТКО может быть уменьшена судом, если собственник ТКО доказал, что РО оказал услуги не в полном объеме или ненадлежащим образом. Есть еще один выход из ситуации — объединить участки в один объект недвижимости с одним кадастровым номером, тогда двойного начисления можно избежать.
—————-
Почему мы?
- в числе прочего специализируемся на защите прав потребителей и предпринимателей;
- помогаем выработать стратегию действий исходя из ситуации;
- работаем дистанционно по всей России и за рубежом;
- разработан четкий алгоритм сбора доказательств;
- исправляем «косяки» других юристов и бухгалтеров;
- мониторим ход дела на всех стадиях.
Вам могут быть интересны статьи на тему:
- Что изменилось для владельцев гаражей с 01 октября 2023? Обзор закона № 338 «О гаражных объединениях»
- Как отказаться от страховки по кредиту, чтобы банк не повысил ставку?
- Алименты как способ не платить кредиты
Ваш адвокат Усов Игорь
- тел/WhatsApp +7 (928) 843-66-25
- Наш сайт https://iusov.ru/
- Больше информации в нашем телеграм-канале https://t.me/advokat_usov
- Наша группа в контакте https://vk.com/public185446376
- Наш канал в YouTube https://www.youtube.com/channel/UC_jrqTgGYLYBpd18cnwP_8w
Хотели платить за мусор меньше (по контейнерам), но получилось дороже (по нормативам)…
В г. Нижний Новгород многоквартирным домом управляло ТСЖ. В целях экономии жильцов дома на оплате за вывоз ТКО оно выбрало способ учета отходов исходя из количества и объема мусорных контейнеров. Однако мусорная компания (региональный оператор) настаивал на применении оплаты по нормативам, что гораздо дороже.
Спор перешел в суд, где требования ТСЖ были удовлетворены.
Однако мусорная компания пожаловалась в Верховный суд, который отменил решения нижестоящих судов и поддержал позицию регионального оператора и постановил, чтобы ТСЖ платило за ТКО по нормативам.
Верховный суд указал:
ОСНОВАНИЕ: Определение ВС РФ от 20.06.2024 N 301-ЭС24-53, п.11,12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утв. Президиумом ВС РФ 13.12.2023
13. Ответы на вопросы:
Вопрос: Живем в частном доме. Платим за вывоз мусора по договору. Недавно купили примыкающий к нам участок земли, на нем поставили бытовку и соорудили грядки. Нам начислили за вывоз мусора и с нового участка. Так ни количество мусора, ни жителей не прибавилось. И главное к новому участку даже подъезда нет. Должны ли мы теперь платить за свой мусор в двойном размере?